Мысли вслух: Детский танец
Детский танец
Танец — это язык тела, это самовыражение нас самих посредством движения. Уже поэтому, детский танец должен бы означать самовыражение детей через движение. Но то, что обычно представляется нашим глазам, так это самовыражение хореографа-постановщика через детей.
Очень часто мы видим шикарно исполненные танцевальные номера. Мы в восторге от них!
«Здорово!» — восклицаем мы, смотря на шестилетних детей, которые исполняют сюжетный танец о том, как Молодой человек хочет познакомиться с Девушкой , стараясь привлечь её внимание. Помимо того, что дети действительно не по годам хорошо владеют своим телом, что же ещё нам нравится, заставляя задержаться перед этим зрелищем? А скорее всего то, что тема, которую поднял постановщик, нам близка на этот период жизни. Если бы те же самые дети показали нам сюжет о том, как они играют в прятки, или с куклами, как бы хорошо они не двигались, мы бы вряд ли оценили их по достоинству.
Вот и получается в этом случае, что танец, поставленный на детей — это самовыражение хореографа постановщика. Правда сейчас я говорила о талантливых детях, о солистах. Такие дети не очень частое явление в природе. Но они есть.
Ну а наши дети?
Мы смотрим на наших детей часто только потому, чтобы поддержать их моральный дух в желании научиться танцевать. Ведь если мы это не сделаем, то кто же на наших детей смотреть будет? Согласитесь, на чужих детей, как правило, смотреть скучно.
Бывают отдельные случаи, когда жизнь сталкивает талантливых в подражании детей с таким же талантливым хореографом. Вот тут наше внимание просыпается. Нашему восхищению этими детьми нет предела. Какие же они молодцы!
Ну а в принципе, посмотрите чему мы восхищаемся? Их взрослости! Мы восхищаемся тому, что за их недолгие годики жизни, они научились делать то, что не каждый взрослый может достичь за долгие годы тренировки. И сразу же представляем, каких же результатов они достигнут когда вырастут.
Но основная масса детей не имеет подобных талантов. Как же сделать так, чтобы их родители не зевали во время выступлений?
Каким должен быть детский танец
чтобы впечатлить зрителя?
Прежде всего движения в танце должны быть доступны для их исполнения детьми соответствующего возраста. В противном случае о самовыражении не может быть и речи. Ребёнок останется сконцентрированным на исполнении движения. то есть на физическом аспекте танца. Конечно, сложные движения несомненно повысят технику исполнения. Но надо помнить, что танец- это прежде всего единство физического и духовного. Если игнорировать этот аспект, то сотрётся разница между танцем и элементарной зарядкой для тела.
При всём этом нельзя забывать о его духовном содержании. Дети должны выражать себя через движение. Как правило, руководители кружков решают эту проблему настаиванием на улыбке. Мы всегда говорим о детстве, как о замечательной поре жизни человека. В танце надо уметь показать это. То есть то, что в жизни детей нас привлекает. Детство, на наш взрослый взгляд , это беззаботная пора. Поэтому, что, как не улыбка, подойдёт сюда больше всего?
Ну а теперь все вместе! все дружно! все, как один! и обязательно с улыбкой! Успех гарантирован! Даже если не удастся впечатлить зрителя талантами, то настроение точно приподнимет.
Только проблема в том, что дети не роботы. У каждого своё Я. Не получается всем по команде. И часто, наше преподавание танцев сводится к дрессировке детей.
Где же мы ошибаемся?
Почему родители ведут детей в танцевальный кружок?
Однажды, я услышала рассуждение одной мамы. Она говорила:
«Каждая мама хотела бы видеть свою взрослую дочь , если уж не балериной, то изящной, грациозной, двигающейся с лёгкостью девушкой. Это обосновано! Ведь в этом случае, она привлечёт большее внимание со стороны ребят. А значит и выбирать себе пару для семейной жизни ей будет из кого. Больше шансов найти богатого, или хотя бы, перспективного. А когда дочка за хорошим мужем, так и маме спокойней.
Конечно, говорить о будущем муже, когда девочке всего лишь 5-6 лет, вроде как-будто бы рановато. Но почву подготовить лучше заранее.
Поэтому пусть танцует!»
Мне показалось немного старомодным это объяснение, хотя эта мама была моложе меня лет на двадцать.
Я начала прислушиваться к другим мамам.
Некоторые мамы водят детей на танцы потому, что видят часто своих детей танцующими дома и не только. А кто знает — вдруг талант!
Некоторые, потому что сами дети попросили записать их в этот кружок, так как все подруги уже записаны.
А кто-то из девочек на самом деле мечтает стать настоящей балериной.
В общем, приходят туда дети по разному. А учат их всех одинаково и одному и тому же: определённому набору движений, с которыми знаком сам руководитель танцевального кружка. А как иначе? Все,как один: раз, два, три, четыре. Ни шагу налево, ни шагу направо, только все вместе , в такт. И работает ! впечатляет!, но только пока все вместе в одной большой массе. А когда поодиночке, как будто бы никогда и не учились танцевать.
Честно говоря,не знаю, что именно, но что-то в этом с недавних пор стало смущать меня. Я вижу детей, которые двигаются под музыку, но я не вижу танцующих детей. Я не вижу детей, которые способны выразить самих себя через движение своего тела. Может быть, конечно, что сама природа распорядилась таким образом, подарив эту возможность одним, и напрочь лишив других. А если это наша вина? Наша, руководителей танцевальных кружков? А в общем, давайте так- без может! Скажем прямо — это наша вина. Мы не только не учим их выражать себя с помощью движения, но ещё и запрещаем вообще этого делать. Мы навязываем им эмоции, которые они должны продемонстрировать. А в остальном «Все вместе, все одинаково, все как один!» Да, масса людей, двигающаяся одновременно, а именно этого добиваемся мы в первую очередь от детей, впечатляет. А если попадается кто-то , кто всё время выделяется на общем фоне, то мы его сразу или убираем, или заменяем.
А ведь только те, которые способны выразить самого себя на общем фоне, как правило занимают призовые места на конкурсах. Именно они отмечены особым вниманием публики. Именно их выбирают как солистов на главные роли в театрах. Именно они становятся нашими кумирами и вызывают восхищение в наших глазах. Люди, которые смогли выразить себя самого, выделив своё личное я из общего мы.
Правильно ли учить детей быть общей массой,не научив прежде всего быть самими собой?
Успешное выступление детей уже давно расценивается, как личная заслуга хореографа-руководителя. А дети, это так, пластилин в руках маэстро.
Я задумалась, а может правильнее в работе заниматься постановкой корпуса, чем постановкой танцев, по крайней мере первые годы. На занятиях же давать им возможность творить и ошибаться, находясь рядом в случае необходимости опыта знающего человека. И тут же представила, какой же из этого может получиться бардак.
Но небольшой опыт у меня с этим всё таки есть.
Мы готовились к новогодним праздникам. Надо было ставить танец снежинок на шестилетних девочек, которые занимались не больше месяца. Одно за другим, они разучивали всё новые и новые движения. Они старались изо всех сил. Но движения выходили корявыми. К тому же , им было очень трудно попадать в музыку одновременно, меняя движение на начало нового такта. Девочкам нравилось танцевать, но на лице у них кроме сосредоточенности, я ничего не находила. Смотрелось это не очень привлекательно. Времени оставалось мало. В перерыве я обратила внимание, что девочки , общаясь между собой,показывали друг другу, как они могут управлять палочкой, на конце которой в виде ленточки тянулся снежок. «Смотри-смотри, как я умею!»- призывали они к вниманию. После чего исполняли что-то, не поддающееся описанию. Но на лице у них читалось то, что я не видела во время репетиций. В тот момент, я поняла, что не важно, какое движение и в какую сторону исполняется этими детьми. То, что я увидела на их лицах, было намного важнее.
Это не были движения, в том смысле слова к которому мы привыкли. Это было выражение себя через движение. Трудно описать , что они делали, но это что-то настолько наполняло их, отражаясь на их лицах, что это показалось мне намного лучше всего того, что они выучили до сих пор.
Я предупредила мам, что вставлю в номер кусочек с импровизацией девочек.
«И что они будут импровизировать?»- почти усмехнулась одна из мам.-«Они же ничего ещё не умеют!»
Со стороны родителей было полное недоверие. Я решила показать родителям, как это будет выглядеть. Я была уверена, что всё получится замечательно! Но девочки съёжились под взглядом присутствующих. Было видно, что несмотря на сильное желание самовыразится через движение, они боялись критики. Вместо того, чтобы отдаться полностью, как говориться, и душой и телом, как это происходило на репетиции без посторонних, они двигали руками и ногами, изредка косясь на присутствующих через зеркало. Этого я не ожидала. Они без проблем демонстрировали показанные мною движения, хотя они у них не очень-то и получались. И не могли без оглядок показать своё родное.
Я попросила родителей, стереть с лица критическое выражение, заменив на доброжелательное. Что было дальше?
Выступили они так хорошо, что никому и в голову не пришло, что они прозанимались танцами, в общей сложности, меньше двух месяцев.
Руководители танцевальных кружков, хореографы-постановщики , работающие с детьми! Давайте подумаем, как сделать так, чтобы детский танец стал самовыражением детей, помогал им не только развиться физически, но и проявить себя духовно. Чтобы смотреть на них хотелось не только их собственным родителям, но и всем остальным.
Это та основа, которую мы закладываем в детей на всю их жизнь.
А наша карьера — поверьте, это дело мимолётное.
Не надо создавать ИМЯ себе,
помогите построить жизнь детям — это намного важнее!
Posted in Мысли вслух and tagged ТАНЕЦ by Альфия Хабирова with no comments yet.
Добавить комментарий