Мысли вслух: Хореограф, Постановщик, Педагог…

Хореограф, Постановщик, Педагог,

или  руководитель детского хореографического кружка .

Детский танец — это важный этап в развитии ребёнка. Так ли просто быть хореографом, постановщиком, педагогом в одном лице? Но именно это заключает в себе роль руководителя детского хореографического кружка художественной самодеятельности, или как мы называем его в простонародье — танцевального кружка для детей

спорт и танецДавайте порассуждаем. Какая разница между спортом и танцем?

Когда речь идет о таких видах спорта, как парашютный, шахматы или тяжёлая атлетика, ответ сам напрашивается. Разница огромная!

А что касается гимнастики? Кажется всё , как в танце: движение и музыка. Почему же их разделили? Почему, смотря на исполнителя, мы говорим, что он занимается гимнастикой, а не танцует. Обратите внимание, что мы не говорим  «гимнастирует» . Мы говорим, что этот человек  именно занимается гимнастикой, то есть чем-то занимается в своей жизни. Когда же он представляет свою работу публике, мы говорим, что он «выступает» В данном случае гимнастикой.

Что нельзя сказать о танце. Мы говорим занимается танцами, имея ввиду посещения танцевальной школы или кружка, как и в гимнастике. И говорим, что человек танцует, когда видим, что он двигается под музыку, или  в такт музыки, а бывает и без музыки. И совсем не важно, есть ли вокруг публика.

Когда мы танцуем, мы самовыражаемся! И не важно для кого. Не важно, если мы танцуем для себя или для кого-то. Танец — это то, что мы чувствуем, то, что мы хотим передать кому-либо без слов. или просто выражаем наше внутреннее состояние через движение. Танец — это язык тела.

К сожалению, часто в танцевальных кружках этому не учат. Может многим это кажется настолько само собой разумеющееся, что не стоит уделять этому много внимания. Во многих случаях,  уделяется много внимания разучиванию движения, улучшению техники его  исполнения, постановке танцевального номера. И только на последних занятиях перед выходом на сцену, детям говорят, чтобы они, например, улыбались, показывая всем, как легко и хорошо они могут двигаться и как хорошо им живётся на белом свете.

Опытные руководители понимают, что если говорить это детям только перед выходом на сцену,то нужного результата не добьёшься. Многие начинают отрабатывать, настаивая , например, на улыбке,  намного раньше, как только разучили основное движение. Но только ли в улыбке дело?

Что добивается тренер по гимнастике от подопечных? Правильного, точного, а значит и красивого исполнения движения. Им не надо самовыражаться, показывая те или иные состояния души. Их эмоции натуральны. Они говорят нам о том, что в этот момент  они сконцентрированы на своём теле и на исполняемом движение. Они демонстрируют нам физические возможности своего тела, правильность исполнения которых по определённой системе оценивают судьи.  И мы с удовольствием смотрим на них. Ведь они нам не врут! Добавьте сюда сюжетную постановку или хотя бы образ, в сочетании с соответствующей музыкой — цены им не будет!  Техника, сложность исполнения отдельных элементов, захватывающая музыка в сочетании с определённой информацией, которую будет нести сюжет или образ, соответствующий костюм — все вместе, несомненно даст свой эффект. И если вы закроете глаза и представите всё это, вы поймёте, что мысленно вы уже на спектакле, если уж не Большого, то большого театра.

Посмотрим, что добивается руководитель кружка от подопечных. Здесь, конечно, надо разделить руководителей. Нельзя всех вместе и в одну кучу! Но основная масса среди нас теряется, Ведь с детьми  надо одновременно работать над разучиванием движения,над техникой его исполнения. При этом подобрать такую музыку и сделать такую постановку, которая была бы интересна публике и детям, то есть самим выступающим. Согласитесь, если им это будет не интересно, они вряд ли донесут вашу идею до зрителя. Уже хорошо, что руками и ногами будут двигать и в нужное время попадать в нужное место, что и случается во многих случаях. Среди прочего необходимо подобрать соответствующие костюмы. И очень важно не забывать спросить детей об их мнении по каждому из этих аспектов. Ведь это не профессиональные исполнители и зарплату им за это не платят. Может получиться так, что в последний момент, когда вы поставите ребёнка перед фактом, что он должен для выступления одеть на себя что-либо с чем он совсем не согласен, вся ваша работа пойдёт насмарку.

 

Чтобы добиться успеха в спектакле , надо чтобы хореограф, исполнитель и сам танец, со всем, что к нему прилагается — находились  «в одной лодке».  В противном случае вы потратите время впустую.

Урок

Этот урок я получила сорок пять лет назад, когда в моей голове ещё и не промелькнула идея связать мою жизнь с танцем. Я только-только начала посещать танцевальный кружок. Спустя два месяца намечалось первое выступление.

Мы стояли около примерочной. Начали выдавать костюмы для выступления. Всех сразу запустить не могли — нас было человек 30 разного возраста, и, следовательно, разного размера. Костюмы надо было примерять.

     Вышла первая группа и … о, Боже!.. что это на них? Это были розовые атласные шароварообразные штанишки на бретельках и галстук-бабочка. Я точно знала, что я это на себя не одену!

     Я чувствовала себя обманутой. Я же балерина! А где же балетная пачка? Я была уверена, что нам должны были выдать туту балерины розового цвета, раз уж речь идёт о «танце розовых поросят».

     Я собиралась сейчас же уйти домой ( в то время мне было 6 лет) Я пыхтела , краснела от злости, нервничала. «Сейчас наступит моя очередь, я зайду, скажу им всё, что я об этом думаю и уйду, с гордо поднятой головой!»
Прошло пол часа. Многие дети уже переоделись и непринуждённо играли друг с другом. Я немного успокоилась.

     Подошла моя очередь. Захожу. И тут выясняется, что остались только большие размеры. Произошло это по той причине, что костюмы сами по себе были большие, т.е. мешковатые. Поэтому родители, которые пришли помочь переодеться, попросили дать своим детям костюмы меньшего размера. Вот так мне сунули костюм на четыре размера больше моего собственного.
Настроение ужасное! Я взбунтовалась. Поначалу попробовали убедить меня в том, что это не так страшно смотрится. Но времени на меня не было.

Вся зарёванная, я всё таки нацепила на себя мой ужасный костюм «розовой свиньи».

Наверное, если бы на мне была красивая балетная пачка, я была бы счастлива и  старалась изо всех сил сделать все упражнения под музыку, как меня научили . Но её не было. На моих плечах болтался странный розовый мешок на подшитых бретельках. И я решила уйти!
Я была на выходе, когда кто-то закричал: «Смотрите! Смотрите! Она сбегает! «
» Я вовсе не сбегаю! я ухожу…»
» А кто это тебе разрешил?» —

     Внимание учительницы было привлечено. Она подошла ко мне  и сказала, что, несмотря на моё плохое поведение на этом концерте, она прощает меня и разрешает выступить, но только в этот раз и  только потому, что она «добрая».

   Выступать «свиньёй»? Нет уж, спасибоньки!!!

     Не помню, как дело обстояло дальше, но больше я туда не вернулась. Видимо на тот период жизни, я решила для себя, что танец, как таковой, меня интересовал меньше всего…а вот балетная пачка осталась моей мечтой на долгие годы.

Танец должен нести не только физическое,

но и духовное содержание.

Кто забывает об этом, или не считает обязательным брать это во внимание, должен задуматься над тем, а не занимается ли он работой тренера по гимнастике? Не уделяет ли слишком много работе тела, упуская из внимания передачу душевного состояния исполнителя. Это, несомненно , достаточно сложная работа, которая включает в себя много аспектов. Именно это формирует ребёнка, делая из него духовно богатую личность. Но если вы откажетесь уделять ей должное внимание, то знайте, что в этом случае, как педагог-хореограф-постановщик вы не состоялись, на тренера по гимнастике вы тоже не тянете.

Хотя не обязательно думать, что всё потеряно! Вы можете работать на массовые постановки. В этом случае ,главное, чтобы  всё просто и все вместе. Здесь даже техника исполнения не обязательна.Для начала , правда, надо найти ту массу, которая за вами пойдёт. Но это уже не так сложно.

Не думайте о вашей зарплате, работая с детьми. Думайте о детях. Они пронесут всё, чему вы их научили через всю свою жизнь. И это на долгие-долгие годы. А ваша зарплата, как не крути, через месяц всё равно испарится.

С чего начать?

С чего начать? Ну конечно же с разминки. Постройте разминку таким образом, чтобы она была не только для тела, но и позволила детям выразить какие-либо эмоции. Свои личные эмоции, а не те которые вы им подсказываете. Вы должны только задавать , предполагаемое обстоятельство, привязывая это к какому-либо движению разминки. Можете показать пример, как вы бы среагировали в подобной ситуации.

 

Вот один из примеров. Эта разминка на область шейного позвонка. Вся разминка, которую я предлагаю пред началом занятий состоит из танцевальных номеров. Не зацикливаюсь на стиле музыки. Даю всё, что нравится. Мир прекрасен тем, что разнообразен. Давайте же ценить это разнообразие во всём, и в танце в том числе.

Многие из вас, наверняка,  могут сделать  намного лучше. Поделитесь вашим опытом с нами. Давайте растить и развивать наших детей вместе. Если вам есть, что сказать по этому поводу, оставьте комментарии под этой страницей, укажите ссылки на соответствующий этой странице материал.

И, если Вы не против, я с удовольствием помещу материал о вашем личном опыте в работе с детьми, особенно если они несут в себе ценную для всех информацию. Авторские права при этом ни в коем случае не будут нарушены. Всё, что вы расскажете будет выложено на этих страницах под Вашим именем.

Говорю сразу, не надо рекламировать вашу школу, типа : приходите к нам и мы вас научим. Подобные комментарии будут удалены, поэтому не стоит тратить время ни ваше, ни моё. Пишите только если действительно хотите поделиться своим опытом.

 


Posted in Мысли вслух and tagged , , , by with no comments yet.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сайт размещается на хостинге Спринтхост